Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

История создания самого известного автомата в мире и судьба его создателя в фильме «Калашников»

Калашников. Все знают эту фамилию, но не все знают, какой  долгий и тернистый путь  прошел парень-самоучка,  чтобы в 28 создать легендарное оружие АК-47, которое по сей день является символом оружейной мысли нашего времени.  История создания самого известного автомата в мире и судьба его создателя в фильме «Калашников». К столетию со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова.

Продюсеры – Константин Буслов, Сергей Бодров

Режиссер – Константин Буслов

Авторы сценария – Сергей Бодров, Анатолий Усов, Алексей  Бородачев

Оператор – Леван Капанадзе, Максим Шинкоренко

Композитор – Сергей Штерн

Актеры – Юрий Борисов, Ольга Лерман, Артур Смольянинов, Эльдар Калимулин, Виталий Хаев, Валерий Баринов, Анатолий Лобоцкий, Дмитрий Куличков, Алексей Вертков, Сергей Газаров и др.

Художник-постановщик – Евгений Качанов 

Художник по костюмам – Алексей Камышов

Звукорежиссер – Александр Валенцов, Анатолий Белозеров

Монтаж – Маргарита Смирнова

Производство – «РБ-Продакшн» при поддержке Министестрва культуры РФ, Министерства промышленности и торговли РФ,  Госкорпорации «Ростех»,  АО «Концерн «Калашников» и ПАО «Промсвязьбанк»  

Хронометраж – 110 мин

Страна, год –  Россия, 2019

Жанр – биографический, исторический фильм

Возрастное ограничение –  12+

Выход в российский прокат – 20.02.2019

Дистрибьютор – Megogo Distribution

ПРО ГЕРОЯ ФИЛЬМА

Михаил Тимофеевич Калашников – российский и советский конструктор стрелкового оружия. Создатель всемирно  известного АК-47.  Родился 10.11.1919 в  селе Курья Алтайского края. Был семнадцатым ребенком в  многодетной крестьянской семье, где родилось 19 детей, а выжило только 8.   В 1930 семью его отца раскулачили и выслали в Томскую область.  С детских лет интересовался техникой и механизмами, в 17  впервые познакомился с устройством оружия, самостоятельно разобрав браунинг. Осенью 1938 был призван в Красную Армию, где во время службы разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, который был рекомендован к серийному производству в 1940, но сделать этого не успели. Это изобретение было настолько важным, что Калашников был вызван для доклада о нем перед самим генералом армии  Георгием Жуковым.  Великую отечественную войну начал в августе 1941  командиром танка в звании старшего сержанта, а в октябре был тяжело ранен под Брянском. Лежа в госпитале, всерьез загорелся  идеей создания автомата, поскольку автоматы того времени – ППШ – были несовершенны.  После госпиталя был отправлен на реабилитацию, вернулся на станцию Матай (Казахстан),  где до войны работал в паровозном депо, и с помощью специалистов депо за три месяца создал первый опытный образец пистолета-пулемета.  С этого момента начался длинный путь Калашникова к созданию АК-47 –  путь через препятствия и поражения,  через множество конкурсов, через разочарования и стремление продолжать и бороться.   АК-47 был принят на вооружение в 1949 году и до сих пор является самым распространенным оружием в мире. Впоследствии  на Ижевском машиностроительном заводе  на базе конструкции АК-47 под личным руководством Калашникова  были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия.

Калашников отдал любимому делу всю свою жизнь, но одна мысль никогда не оставляла его в покое: «Появись такое оружие у нас тогда, в 41-ом, война бы закончилась гораздо раньше и многие из наших парней остались бы живы».     

ПРО СЪЕМКИ

Работа над фильмом началась в августе 2018 года. Съемки проходили в Московской области, в Крыму, в Торжке, в Тверской и Калужской областях,  в Санкт-Петербурге.  

Часть съемок прошла на «Киностудии Военфильм» (д. Медынь под Калугой), где собрана самая большая в Европе коллекция бронетехники, как советской, так и немецкой, времен ВОВ. В съемках военных сцен были задействованы танки, пушки, артиллерийские орудия и множество другой техники. Сцена танкового боя снята с применением многочисленных камер, установленных непосредственно на танках, а также с помощью военного вездехода, на котором был закреплен операторский кран  Russian arm.

В поселке Шушары под Санкт-Петербургом снимались сцены с паровозами.  Кроме того, паровозы в большом количестве были задействованы в Паровозном депо станции «Подмосковная» при съемках сцен на станции Матай (КАЗЖД), где Калашников начал работать над  своим первым пистолетом-пулеметом. Еще одной локацией стала усадьба Апраксиных в селе Ольгово, Дмитровского района Московской области.

В съемках массовых сцен приняли участие более 100 реконструкторов Союза военно-исторических клубов «Батальонъ». На площадке всегда находились специалисты по военной технике. Для финальной сцены на полигоне в Алабино Московской области при содействии Министерства обороны РФ с военных складов было расконсервировано более 200 единиц автомата АК-47 и задействовано такое же количество комплектов военной формы образца 1947 года.

В работе над картиной постоянно принимал участие историк-консультант концерна «Калашников»  Владимир Онокой. Сценаристы и режиссер неоднократно выезжали за консультациями на  Щуровский полигон под Коломной –  испытательный полигон стрелкового оружия,  где в годы деятельности М.Т.Калашникова проходили испытания все образцы стрелкового оружия и организовывались Всесоюзные оружейные конкурсы.

Для фильма было сшито несколько сотен комплектов военной формы и гражданской одежды. Все модели  оружия, разработанного Калашниковым, были специально восстановлены по чертежам, полученным из Военно-Исторического музея  артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, и изготовлены на заказ. 

СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ

«В нашем художественном фильме мы рассказываем об определенном периоде жизни Михаила Тимофеевича  Калашникова — с его раннего детства и до 1949 года, когда за создание своего легендарного АК-47  он получил Сталинскую премию, – говорит режиссер и продюсер картины Константин Буслов. –    Поскольку  перед нами стояла задача уложить  огромный период жизни великого человека в полтора часа экранного времени, а также учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе  некоторые допущения и собирательные образы, но  при этом старались  внимательно относиться к фактам биографии  Калашникова, опирались на его мемуары, на воспоминания  знавших его  людей и документы, связанные с его жизнью.  В работе над фильмом принимали участие дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова и консультанты концерна «Калашников», которые внимательно следили за подлинностью повествования. Но – главное – мы добивались художественной правды».

«Работа над биографическим фильмом – это всегда очень интересный опыт, – говорит один из авторов  сценария Сергей Бодров, – История непростая. Михаил Калашников – танкист, получивший в первые месяцы войны тяжелое ранение. Оружия не хватает. Его, как солдата – а он старший сержант – зло берет: почему у немцев есть автоматы, а у нас нет. А даже если есть, то там что-то заклинивает. И он понял, что хочет сделать автомат для солдат. И решил, что справится с этой задачей быстро. Война же идет сейчас. Но оказалось, что быстро ничего не получается. Практически семь лет – с 1941 по 1948 – он работал над своим автоматом. Ну а потом началась легенда. АК-47 – до сих пор самое известное оружие в мире».

«Картина начинается с событий Великой Отечественной войны,  – продолжает Константин Буслов,  – Михаил Тимофеевич был танкистом,  командиром танка, получил тяжелое ранение, выполняя боевую задачу.   Далее, после госпиталя –  активный период изобретательской деятельности,  поиски и неудачи, попытки вернуться на фронт, участие во Всесоюзных оружейных конкурсах, где старший сержант Калашников на равных конкурировал с ведущими конструкторами-оружейниками страны».

«Я однажды встречался с самим Михаилом Тимофеевичем при очень смешных обстоятельствах, – вспоминает Сергей Бодров. –   Это было в 1998 году, фильм “Кавказский пленник” получал Государственную премию. В тот же год Госпремию получал и Михаил Тимофеевич – в честь 50-летия изобретения АК-47. А  премия эта – не только значок, это еще и денежное вознаграждение. Выплачивали его тогда в долларах. Нам всем позвонили накануне и сказали: “У нас мелкая купюра. Приходите с пластиковыми пакетами”. Я до сих пор не знаю, почему с пластиковыми. И вот Калашников, а у него премий много, тоже пришел с пакетом. Мы минут тридцать в очереди стояли, разговаривали. У нас компания – оператор Паша Лебешев, мой сын, Олег Меньшиков, и  – Калашников.  Мы ему говорим: «Идите вперед, Михаил Тимофеевич!” А он: “Ничего, я с вами постою!”. Так мы с ним познакомились. Потом на фуршете подошли, выпили, разговорились».

«Я тоже однажды видел Калашникова, – продолжает  актер Юрий Борисов, сыгравший в фильме главную роль, –  мой отец родом из Ижевска, мы как-то поехали в гости к родственникам и я пошел в музей рядом с оружейным заводом. И вот уже после музея стою на улице, и вдруг охранник говорит: «доставай скорее телефон, сейчас Калашников будет выходить, можно будет сфоткать», я говорю: «да я так посмотрю».  И он вышел, все вытянулись по струнке, сел в машину и уехал.  Я запомнил, что он был очень маленького роста, метр шестьдесят один всего.  И через много лет, играя Калашникова в кино, я держал в голове эту задачу – сыграть маленького большого человека». 

«Я очень надеюсь, что Калашников у нас получился настоящий, – говорит  Сергей Бодров. – По характеру, по его жизни, по его мышлению, наш герой очень близок к Михаилу Тимофеевичу. Я провел много времени с людьми, которое его знали, которые с ним работали. Источники говорят, что Калашников  не был ни вспыльчивым, ни конфликтным, но у него всегда была своя правда, что и позволило ему достигнуть этих высот. И мы все вместе представили себе, каким должен быть актер.  Юра Борисов – прекрасный артист, а для этой роли просто идеальный  – его Калашников  настырный, упорный, не без хитринки».

«Когда изучаешь жизненный путь человека по его мемуарам, отредактированным его же дочерью, то довольно очевидно, что такой источник – только часть правды, – говорит  Юрий Борисов,  –  Я с  огромным любопытством погружался в его жизнь,  искал помимо официальных альтернативные источники. Он был сложным, полным комплексов и рефлексий. Вот, например, интересная подробность – он был настолько худым, что, фотографируясь на паспорт, подложил за щеки орехи, чтобы казаться посолиднее.  О нем много есть различных мнений, в том числе и негативных:  кто-то ему просто завидовал, у кого-то были причины его не любить.  Понятно, что он не был святым, он был сложным,  как и Юрий  Гагарин,  и другие,  официально назначенные великими сынами СССР.  Режиссеры часто говорят актеру: «Играешь плохого – ищи в нем хорошее». Здесь у меня была обратная задача – играя положительного персонажа, искать в нем какие-то минусы. Чтобы на экране он остался человеком, а не пропагандистским плакатом. Он часто бывает не уверен в себе, но все равно идет к своей цели,  на этом пути много и препятствий, и тщеславия,  но когда он приходит к ней, он опустошается, потому что главная его цель – помощь фронту – уже не актуальна, а новые задачи вызывают вопросы, жизнь слишком сложно устроена… Мне хотелось сыграть Калашникова  очень сложным. Известно ведь, что в конце своей жизни он написал письмо Патриарху о своих переживаниях по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из оружия, которое он создал».

«Безусловно, в фильме рассказана и личная история Михаила Калашникова,  – говорит Константин Буслов,  – история его знакомства, свадьбы и первых лет жизни с будущей супругой Екатериной Моисеевой, с которой он проживет больше 30 лет до ее смерти в 1977 году».

«Отношения Калашникова с женой –  предмет отдельного интереса, – говорит Юрий Борисов,  с одной стороны, это история большой любви, а с другой – история мужчины, который идет к своей цели и женщины, которая поддерживает его во всем, не находя при этом обратной связи. Я очень благодарен своей великолепной партнерше Оле Лерман,  мы с ней сразу нашли общий язык и нам обоим было интересно заниматься  поиском взаимодействия между нашими героями».

«Особое внимание мы уделили сюжетной линии, связанной с разработкой оружия, хотели как можно точнее воссоздать этот процесс на экране.  Наши художники и реквизиторы на основе предоставленных исторических чертежей самостоятельно разработали, а заводские мастера изготовили прототипы оружия в первозданном виде. Все это – настоящее оружие, правда, охолощенное, так как этого требуют правила техники безопасности на съемках. В фильме показан весь цикл создания оружия – от первого прототипа пистолета-пулемета Калашникова, разработанного в кустарных условиях в паровозном депо в 1942 году и заканчивая заводскими образцами АК-47 и его испытаниями в самых невероятных условиях.  Первые образцы Калашников изготавливал при помощи подручных средств: с использованием тисков и напильника, на старых довоенных станках. Мы хотели полностью показать весь нелегкий, полный сомнений, переживаний, внутренних конфликтов и неудач, путь, который прошел молодой конструктор, по сути мальчишка, вплоть до изготовления оружия-легенды АК-47. Но, снова подчеркиваю, наша история не о создании автомата, а о судьбе  человека, чьё имя известно во всём мире».

«Наш фильм  рассказывает про  человека, который, несмотря на отсутствие образования, раскулаченных родственников и множество комплексов,  преодолевал все препятствия, шел к своей цели и добился ее, – говорит Сергей Бодров. – Полагаю, что судьба Калашникова может мотивировать многих не опускать руки»