Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Актеры без образования: перепрыгни банальность

Недавнюю премьеру во МХАТе Горького обсуждают до сих пор. Причиной споров стало появление в постановке про молодость Иосифа Сталина медийной персоны, не имеющей актерского образования. Взгляд на происходящее может быть любым, не будем присоединяться к обсуждениям, нас интересует другое: насколько вообще допустим подобный PR-ход (назовем ситуацию так) как в репертуарном театре, так и антрепризном. Но обо всем по порядку.

Актеров без соответствующего образования, но примелькавшихся на экранах больше, чем кажется. Например, Джонни Депп на роль певицы кабаре Беллы Шанталь не претендовал, но, при этом, не имел даже среднего образования. Школу бросил в 16-летнем возрасте, основал рок-группу The Kids, но карьера начала набирать головокружительные обороты после съемок в фильме ужасов “Кошмары на улице Вязов”, который стал первым актерским проектом Деппа. Попасть на пробы помогла его супруга – гримерша Лори Энн Элисон. Брак для Джонни стал судьбоносным, в кино Депп оказался с легкой руки Николаса Кейджа – знакомого Лори Энн.

Джонни Депп

Детство Уильяма Бредли Питта прошло в городе городе Спрингфилд (штат Миссури, США), куда его семья переехала из-за работы отца. После окончания школы Уильям поступил в университет Миссури, где изучал журналистику и рекламное дело. Не доучившись, бросил университет и отправился покорять Голливуд. Там же сменил имя, став Брэдом Питтом. До начала актерской карьеры работал перевозчиком мебели, водителем, промоутером в сети ресторанов El Pollo Loco, но, надо отдать должное, одновременно с этим посещал актерские курсы режиссера и сценариста Роя Лондона.

Расселу Кроу, еще одному популярному голливудскому актеру, первая роль досталась случайно – дальний родственник ему предложил пройти пробы в сериале на австралийском телевидении. В школе Рассел не доучился, но профессионально какое-то время занимался музыкой. Особых успехов на этом поприще Кроу не достиг и решил все-таки получить образование, став студентом Национального института драматического искусства в Сиднее. Лекции и семинары актер посещал недолго, учеба показалась ему напрасной тратой времени, институт Кроу бросил. Однако отсутствие проф.образования нисколько не помешало ему получить “Оскар” и дважды “Золотой глобус” за лучшую мужскую роль.

Дэвид Духовны, актер известного сериала “Секретные материалы”, видел себя педагогом и окончил Принстонский университет, став бакалавром. Степень магистра английской литературы получил позже в Йельском университете. Остановился Духовны на этапе защиты докторской по философии, увлекся театром и планы пришлось изменить.

Дэвид Духовны

Это все в Европе. А в России?

Мария Шукшина окончила переводческий факультет Института иностранных языков им. Мориса Тореза, что не помешало ей стать актрисой и сниматься в кино/сериалах.

Косвенно к актерскому мастерству имеет отношение и Рената Литвинова – персонаж российского кинематографа, притягивающий взгляды и внимание как зрителей, так и режиссеров. За плечами – сценарный факультет ВГИКа.

Александра Бортич ни в один из театральных институтов не прошла по конкурсу, но с 2014 года активно снимается в кино. За плечами – так и не оконченный педагогический университет, достаточное количество киноролей и наград за “Лучшую женскую роль”.ъ

Александра Бортич, фото: Владимир Васильчиков

Все это – деятели искусств, появляющиеся в кино, скажете вы. Однако, и на театральной сцене не обошлось без исключений.

За плечами Эдуарда Владиславовича Боякова (художественного руководителя МХАТ им. Горького) – факультет журналистики Воронежского государственного университета, а также дипломы Московской международной школы бизнеса и Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Кирилл Серебренников окончил физфак Ростовского государственного университета. Является лауреатом многочисленных премий и обладателем наград, в том числе “ТЭФИ”, “Кинотавра”, “Золотой маски”, “Ники”.

Кирилл Серебренников, фото: ruskino.ru

Философский факультет МГУ им. Ломоносова окончил Константин Богомолов. Получив фундаментальное гуманитарное образование, поступил в ГИТИС на курс Андрея Гончарова.

Игорь Симонов, известный драматург, Лауреат Гран-при фестиваля “Текстура” за пьесу “Выбор Героя”, получил математическое образование в Университете Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы, после чего преподавал математику в МАРХИ. Опубликовал несколько романов: романы “Приговоренные”, “Уровень опасности”, “Год маркетолога”, “Неизбежность лжи” и сборник рассказов “Mondiale”.

На вопрос о том, приемлемо ли появление на театральной сцене медийной персоны без соответствующего образования, ответили также российские актеры и режиссеры.

Павел Баршак, актер:
Каждый человек должен заниматься своим делом и это дело ему должно, как минимум, нравиться. Если в профессиональном плане человек не профессионален, то, наверное, лучше бы ему все-таки найти дело по душе. Сейчас стало много проходимцев… во всех областях. Но, мы сейчас живем в таком мире, который предполагает и допускает это. Если люди идут на кого-то в театр и этот кто-то делает им кассу и люди готовы за это платить, значит это кому-то надо? Я думаю, мы сами заслужили подобное явление в театре, в антрепризе. Поэтому пенять можно только на себя.

Павел Баршак, фото: Борис Смирин

Евгений Татаров, кинорежиссер, сценарист, актер:
В антрепризе – возможно, но с бэкграундом не противоречащим театральному направлению. В репертуарном театре, думаю, нет. Есть уровень театрального искусства, его профессионализм, культура, воспитание, преемственность.

Николай Цонку, актер театра и кино, продюсер, автор и ведущий социального канала “ОтцыFROVKA” при поддержке фонда Президентских грантов:
Я, как профессиональный актер, имеющий театральное образование в своей основе, понимаю, что кино – это кино, а театр – это театр, но никто из профессионалов не любит, когда его место занимает блогер или кто-то не из его сферы. Это не плохо, что режиссеры идут на такие эксперименты. Объясню, почему: мы живем в современном мире, мире информации и скорости, новых технологий, движения мысли. И тот, кто способен подхватить волну, успеть примерить все новые маски, идет вперед. Сегодня серьезные корпорации приглашают инфлюенсеров, которые не имеют специального образования, так как они узнаваемы и являются авторитетами для определенной публики.

Я не считаю, что в театре могут быть ограничения. Если режиссер видит в человеке, что у него хватит мужества, сил и смелости раскрыться, выступать наравне с профессиональными артистами и требовательной публикой, чтобы та аплодировала стоя, то почему-то общественность очень резко реагирует на появление таких персон. Но что поделать, такие времена, – нельзя жить старыми стереотипами, прошлым, нужно экспериментировать и делать что-то новое. Со стороны профессиональных артистов такая реакция – это скорее ревность, зависть и страх людей, которые работают в драматическом театре всю жизнь за две копейки, которые ни к чему больше не стремятся, кроме игры в театре, ничего не хотят делать, а только жалуются на государство и неразвивающуюся культуру, не думая о том, что сейчас, в век технологий и возможностей, самое время для нового. Почему зритель должен смотреть на протяжении веков на все старое, со старыми мхатовскими паузами? Пусть поют по-современному, танцуют, и пусть это будет какой-то разносторонний микс из классики и современности, так создается новое искусство. Ведь, что любит зритель? Удивление и эмоции, он за это платит. А если будет старая пьеса, которую человек смотрел на протяжении 25 лет, это будет уже неинтересно. Вспомните, во все времена не любили экспериментаторов, но они меняли мир к лучшему и открывали что-то новое и интересное. Молодежь будет ходить в театр, если будет видеть там своих кумиров. В наше время есть такие мерила популярности, как количество подписчиков, с этим ничего не поделать. Это один из аргументов, который обращает на себя внимание, в том числе в сфере культуры и искусства.

Конечно, когда присутствуют слишком откровенные сцены, пошлость, и то, что недопустимо называть искусством, для меня неприемлемо на сцене. Хотя, чего уже только не было на сцене русского драматического театра. Поэтому удивлять зрителя появлением нового человека в театральной жизни, это так, легкая шумиха, чтобы поговорить, повозмущаться и потратить энергию впустую, которую лучше направили бы на развитие своих талантов или тех же собственных аккаунтов. Поэтому, я желаю всем режиссерам процветания, новых идей, экспериментов. А появление непрофессиональных артистов в театре это не преступление, это интерес и возможность узнать о новых гранях. Есть множество артистов на эстраде, которые не имеют проф. образования, таких примеров масса во всем мире. Молодым артистам желаю успехов, а остальным – не бояться развития, перемен. Новое заряжает, старое – разрушает. Нужно во всем видеть позитив и уметь заражаться им!

Николай Цонку, фото: BM Communication

Всеволод Болдин, актер:
Гарри Олдмен лет 8 назад уже все сказал по этому поводу. Я его полностью поддерживаю. К сожалению, в нынешнее время бездарности, пошлости и безвкусия зрителя, который уже мало что понимает, всеми “ударами ниже пояса” пытаются привлечь к псевдоискусству.

Игорь Теплов, актер, режиссер:
Все зависит от таланта и от контекста. Никаких запретов точно быть не должно! Если зритель идет, это имеет право на жизнь.

Антон Батырев, актер:
Если человек талантлив, трудолюбив и, если это в тему, то почему бы и нет? Если это просто какая-то провокация, то… Надо видеть, как и что человек делает. Если он делает это с трудолюбием, с упорством, искренне и это ничему и никому не мешает, то почему нет? Все нужно смотреть. Я – человек не голословный и давать оценку тому, чего не видел, не могу. Если коротко, то есть самородки, которым актерское образование в принципе не нужно. А есть люди с образованием, которым даже оно не поможет.

Так можно ли отсутствие диплома профильного вуза компенсировать желанием играть, харизматичной внешностью и уверенностью, что зритель скажет ожидаемое “Верю!”?


BrightStories TEAM
(c) 2021

BrightStories by BrightStoriesTeam