«Дягилев+» – специальный проект Дягилевского фестиваля – пройдёт в Перми с 24 по 26 декабря.
Главным событием трёхдневного проекта станет показ оперы «Мистерия на конец времени» («De Temporum Fine Comoedia») немецкого композитора Карла Орфа. Премьера постановки, номинированной на российскую национальную премию «Золотая маска» в нескольких категориях, состоялась на Дягилевском фестивале летом 2022 года.
В «De Temporum Fine Comoedia» Карл Орф суммировал свои глубоко личные представления о свете и тьме, о добре и зле, о мировом порядке и конце времён, комбинируя латинские, древнегреческие и немецкие тексты из «Прорицания сивилл», собрания орфических гимнов и средневекового сборника Carmina Burana. Это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актёров, хора и оркестрового состава с участием около тридцати перкуссионистов создавалось на протяжении десяти лет (1962 – 1971) и неоднократно редактировалось автором.
Сценическая версия «De temporum fine comoedia» — вершины позднего творчества Орфа — вписывает вечные темы в постиндустриальный контекст Завода Шпагина и нашего времени. Режиссёр Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, художник Юлия Орлова и художник по костюмам Сергей Илларионов выстраивают постановку как перформанс на основе физического театра. В заводском пространстве энергично и драматично, но в то же время медленно и медитативно разворачивается современная версия древнего учения об Апокатастасисе, всеобщем спасении. Спектакль по-новому трактует вечные вопросы, однако в основе своей строго следует идеям реформатора музыкального театра Карла Орфа.
На фестивале опера прозвучит в исполнении оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Также в программе «Дягилев+»:
– концерт солистов оркестра musicAeterna, где будут исполнены три струнных квартета Дмитрия Шостаковича: один из самых лаконичных, но тематически насыщенных — Квартет № 7, яростно-эмоциональный Квартет № 10 и скорбный Квартет № 13;
– рождественский концерт хора musicAeterna, на котором прозвучит духовная и светская музыка шести веков: от сочинений XVI столетия и романтизма до классиков XX века — Франсиса Пуленка, Сэмюэла Барбера, Альфреда Шнитке — и произведений, созданных уже в XXI столетии Арво Пяртом и постоянным участником фестиваля Андреасом Мустукисом;
– открытый мастер-класс художественного руководителя Дягилевского фестиваля Теодора Курентзиса для оперных певцов и дирижёров.
Завершится «Дягилев+» 26 декабря концертом альтернативной музыки, который пройдёт в пространстве цеха № 5 Завода Шпагина.
Фото: опера «De Temporum Fine Comoedia», сайт Дягилевского фестиваля.