Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Кролик среди рыб

Предваряя показ спектакля «Иван Федорович Шпонька и его тётушка» на московских гастролях «Коляда-театра», Николай Коляда рассказал, что эта пьеса была им написана для Ольги Александровны Аросевой и должна была быть поставлена в Театре Сатиры. Но, не сложилось. С тех пор за постановку пьесы брались другие театры, а два года назад Николай Владимирович решил выпустить спектакль в своём театре.

«Я очень люблю Гоголя. И в этой пьесе 95% процентов его текста, взятых мною из разных источников. А моего текста только 5% – в основном это связки», – дополнил свой мини-рассказ о постановке Николай Владимирович.

Николай Коляда

«Иван Федорович Шпонька и его тётушка» – самая загадочная, странная и при этом неоконченная повесть Н.В. Гоголя, которую Николай Коляда переложил на язык театра. Вся пьеса сложена, как пазл: здесь и отрывки из писем писателя, незаконченные рассказы, мотивы из «Мёртвых душ» и из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 

В отличие от других спектаклей Николая Коляды для этой постановки был специально приглашен хореограф Якуб Левандовский (Польша). Заметно отличает постановку от других ещё и то, что актеры в ней поют не под фонограмму, а живьем, создавая атмосферу украинского хуторка и деревенской жизни.

На сцене цветет розовая яблоня, вокруг развешаны рисунки: то ли детские, то ли просто неумело нарисованные. В центре – телега, которая часто и является центром действия: она выступает не только в роли телеги, но и в роли стола, кровати, харчевни.

По сюжету пьесы поручик Иван Фёдорович Шпонька, около 40 лет, уйдя со службы, возвращается к тётушке Василисе Кашпоровне в хутор Вытребеньки. Тётушка, мечтая о внуках, решает женить своего племянника. В роли тетушки на этих гастролях выступила актриса Тамара Зимина, роль Шпоньки всегда исполняет заслуженный артист РФ Олег Ягодин.

Спектакль яркий, как часто и бывает у Николая Коляды, герои в пестрых лубочных одеждах, вместо головных уборов вяленая обувь, привязывающаяся к голове лентами, из-под шапок выглядывают цветные косы (вне зависимости от пола героя), и кругом рыбы-рыбы-много игрушечных рыб, с которыми постоянно взаимодействуют участники истории. Да и сами герои спектакля ведут себя как рыбы: плавно передвигаются и танцуют косяками, ловят воздух ртом и поедают падаль – им комфортно в своем водоёме, они умеют быть скользкими и подстраиваться под обстоятельства. И лишь Шпонька чувствует себя среди них этаким мохнатым кроликом, привыкшим к другой среде.

Что у него было до деревни? Служба, где каждый шаг был подчинён указу, где всё за него решали, оставалось только выполнять то, что он хорошо умеет. Из желаний – получить орден, который он заслужил за отличную службу. Шпонька, будучи открытым человеком, не ожидающим от окружающих подлости, в бане рассказывает о своей мечте сослуживцу Степану Петровичу Курочке (Сергей Колесов). Но и сослуживец окажется скользкой «рыбой» – Шпонька уезжает в отставку без ордена. Вот сослуживец, скорее всего, прижился бы быстро в деревне, а Иван Федорович попадает в чуждый для себя мир: за него решили, что он должен жениться, но после женитьбы ведь придется все решения принимать самому. Это-то его и пугает. И сразу вспоминается «Женитьба» того же Гоголя в этом же театре, в постановке того же режиссера, и с тем же актером в главной роли. Но Шпонька Ягодина все-таки военный человек, он жестче и тверже в своих решениях, но при этом больше подвержен страху перед неизвестным, чуждым. И страх возьмет свое – он, как и  Подколесин, до женитьбы не доживет. Хотелось бы здесь сохранить интригу, но, увы, концовка раскрыта уже в предисловии к спектаклю.

В постановке переплетается явь со снами, жизнь со смертью, воздух с водой, мистика с реализмом. Николай Коляда поставил спектакль так, что зрителю самому приходится многое додумывать, дофанатазировать, догадываться. Весь вопрос в том, увидит ли зритель в этой постановке то, что вкладывал режиссёр, или увидит что-то свое, или просто не примет этот спектакль, как частенько бывает со спектаклями Коляды? Мы все из разных сред: кому-то комфортнее в водоёме, кому-то на воздухе, а кому-то и в мире сна, но часто многим приходится что-то менять, подо что-то подстраиваться или с чем-то бороться, но главное помнить, что «невозвратимо всё, что ни есть в свете».

Именно об этом, но более развернуто, написано в предисловии к спектаклю: «Люби и ничего не пугайся. Отчего вдруг молодой, цветущий мужчина, собираясь жениться, умирает в одночасье? Ведь всё шло как нельзя лучше? А ответ театр дает простой: не надо бояться жизни. Не бойтесь влюбляться, сердиться, радоваться, гневаться, смеяться. В общем – проживайте жизнь с радостью и увлечённо, принимая всё в жизни: и плохое, и хорошее».

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

BrightStories by BrightStoriesTeam