Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Легендарный балет Эйфмана “Русский Гамлет” станет фильмом

С 14 по 25 января в петербургском ДК им. Ленсовета пройдут съемки экранной версии легендарного спектакля Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет», посвященного трагической участи царевича Павла, будущего российского императора Павла I. Режиссером-постановщиком фильма станет сам хореограф.

В роли оператора-постановщика выступит Сергей Трофимов – один из самых авторитетных и востребованных деятелей современной российской киноиндустрии. Его обширная фильмография включает многие успешные фильмы и сериалы. Среди них: «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Гоголь», «Вертинский», «Нулевой пациент», «Монастырь». Летом 2022 года Сергей Трофимов участвовал в переносе на экран балета Эйфмана «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана».

«Соединение выразительных возможностей балетного искусства с современными кинотехнологиями порождает самоценный эстетический феномен – пластическое кино. Наши спектакли, получая качественное киновоплощение, обретают новое художественное измерение», – отмечает Борис Эйфман.

В главных ролях зрители увидят звезд труппы – лауреатов театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ: заслуженную артистку России Марию Абашову (Императрица), заслуженного артиста России Олега Габышева (Наследник), Любовь Андрееву (Жена Наследника), Артема Лепкова (Фаворит Императрицы), Игоря Субботина (Призрак отца Наследника).

«Русский Гамлет» – девятый балет Бориса Эйфмана, экранизируемый за последние годы. В период 2010–2022 гг. были созданы киноверсии спектаклей «Анна Каренина» (2010), «Евгений Онегин» (2010), «Роден, ее вечный идол» (2012), «По ту сторону греха» (2013), «Up & Down» (2016), «Чайковский. PRO et CONTRA» (2017), «Эффект Пигмалиона» (2020), «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (2022). Фильмы-балеты Театра неоднократно демонстрировались в отечественном федеральном телеэфире и на европейском телеканале Mezzo.

В 2019–2020 гг. «Братья Карамазовы» (киноверсия спектакля «По ту сторону греха») в рамках проектов TheatreHD и Stage Russia HD шли в кинотеатрах России, США, Великобритании,Германии, Израиля, Белоруссии и других стран, а также показывались онлайн на международных фестивалях в Мексике, Бразилии и Китае. В 2022–2023 гг. благодаря продолжению сотрудничества Театра и TheatreHD зрители более чем 70 городов нашей страны и ближнего зарубежья насладятся фильмом «Роден».

Информация о спектакле:

Борис Эйфман поставил «Русского Гамлета» в 1999 году на музыку Л. Бетховена и Г. Малера. Премьера спектакля состоялась в ходе гастролей труппы в Варшаве. В феврале 2000 года балет был представлен в Большом театре России.

В своем спектакле хореограф обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.

За годы активной сценической жизни спектакль с невероятным успехом демонстрировался в США, Франции, Италии, Германии, Австрии, Китае, Южной Корее, Аргентине и многих других странах. «По степени концентрации находок и сценических метафор, по эмоциональному накалу Эйфман на сей раз превзошел самого себя, ибо соревноваться ему не с кем. Два ведущих балетных критика Анна Киссельгоф и Клайв Барнс единодушно отдали ему пальму первенства в современном балете», – писала после просмотра «Русского Гамлета» известный журналист Белла Езерская. The New York Times в рецензии на постановку отмечала: «Эйфман обладает даром электризовать образы и театральные фантазии, которого лишены другие хореографы». Балет сошел со сцены в 2012 году.

В сезоне 2016–2017 гг. Эйфман, продолжая практику возрождения своих знаменитых спектаклей, сочиненных в 1990-е и успевших выпасть из репертуара, вновь обратился к «Русскому Гамлету». Оставив сюжетную канву балета без значимых изменений, он в то же время переосмыслил хореографическую партитуру, сделав ее еще более и изобретательной, изысканной и эмоционально насыщенной. Премьера новой версии спектакля прошла 26 апреля 2017 года.

В преддверии съемок фильма «Русский Гамлет» Борис Эйфман совершенствует уже сложившийся танцевальный текст постановки. Публика смогла оценить очередную хореографическую редакцию балета 26 декабря 2022 года.

фото: Евгений Матвеев