Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“Моей жене, которая была права”: Довлатовский “Заповедник” в театре Пушкина

В Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина поставили спектакль по повести “Заповедник” Сергея Довлатова (1941-1990). Прогон для прессы состоялся 4 декабря 2020 года.

Действие разворачивается в музее-заповеднике Пушкина “Михайловское”, куда Борис Алиханов (Павел Баршак) приезжает устраиваться на работу экскурсоводом, узнав о решении жены эмигрировать вместе с дочкой Машей  (Марфа Литвиненко).

“Заповедник” для Алиханова – попытка разобраться в самом себе, во взаимоотношениях с женой и найти выход из творческого кризиса. Однако, сразу же по приезду, Борис сталкивается с первой проблемой, живо описанной Довлатовым, – “Где в “Заповеднике” найти мужчину?”. Женская половина музейного штата повально увлечена Пушкиным, а вновь прибывшим задается вопрос: “За что вы любите Александра Сергеевича?”.

Ответ на него является критерием отношения к поэту. Алиханов, оказавшись в водовороте женских страстей, почти утопает в нем, не понимая, как объяснить женщинам, что прибыл в глушь, чтобы разобраться в собственной жизни. Вокруг него – одни цитаты из худших школьных сочинений, в которых место живой речи занято стандартными фразами о “великом поэте” и “великом гражданине”. На таком языке говорят и музейные работники, и экскурсоводы, и даже туристы, рассуждая о Пушкине. Подлинного вокруг, оказывается, совсем нет. Дух “пушкинских мест” воспроизводят разве что бакенбарды официанта в ресторане.

Еще один недуг “Заповедника” – беспробудное пьянство. Здесь пьют все: от экскурсоводов Потоцкого (Александр Анисимов), Митрофанова (Алексей Рахманов) до фотографа Маркова (Алексей Воропанов) и аборигенов деревни Сосново – Михал Иваныча (Владимир Майзингер) с собутыльником Толиком (Александр Кубанин). Благодаря этому непрерывному похмельному чаду в спектакле вычерчивается неизбежность деградации.

Параллельно с этими проблемами в “Заповеднике” развивается сюжетная линия запутанных взаимоотношений Алиханова и его жены Тани (Анна Кармакова). Если в повести Довлатова Тане свойственна простота и непроницаемость, то в спектакле акцент делается на противопоставление жены героя инфантильному миру мужчин. Конфликт завязывается в ресторане во время приезда Тани в “Заповедник” и завершается психологически сложной сценой в аэропорту во время прощания Алиханова с семьей.

Финальная часть спектакля отдана майору КГБ Беляеву (Константин Похмелов), рассказывающему о необходимости сохранить важные жизненные ценности, которые мы начали терять, но все еще можем ситуацию изменить. То же самое он пытается донести до Бориса Алиханова. Сознание главного героя, уже и без того перевернутое твердым решением его жены эмигрировать, запустило внутренний процесс, приведший к очередному запою. Вполне вероятно именно под его влиянием Алиханов позже последовал за женой. Об этом в посвящении повести у Довлатова говорят всего пять слов “Моей жене, которая была права”.

В спектакле заняты:

Павел Баршак/Владимир Жеребцов
Федор Левин/Кирилл Чернышенко

Анна Кармакова
Вероника Сафонова/Дарья Балабанова
Ирина Пулина

Наталья Рева-Рядинская/Эльмира Мирэль
Екатерина Рогачкова
Владимир Майзингер
Артем Ешкин/Александр Кубанин
Константин Похмелов
Александр Анисимов
Алексей Рахманов
Иван Литвиненко

Сергей Миллер/Алексей Воропанов
Валерия Елкина

Екатерина Сибирякова
Юрий Румянцев/Олег Пышненко
Назар Сафонов
Марфа Литвиненко
Антон Гращенков
Никита Пирожков
Марк Кондратьев
Олег Гребенщиков
Данила Казаков.

Художественный руководитель постановки: Евгений Писарев

Художник: Ольга Кузнецова
Видеохудожник: Илья Старилов

Художник по свету: Иван Виноградов
Хореограф: Дмитрий Бурукин

Даты показа спектакля: 6, 18, 30 декабря, 10 января
Купить билеты можно на сайте театра

____
Татьяна Абовян, Марина Черпинская (c)
Перепечатка материала возможна только с активной ссылкой на BrightStories.