В Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина поставили спектакль по повести “Заповедник” Сергея Довлатова (1941-1990). Прогон для прессы состоялся 4 декабря 2020 года.

фото: Марина Черпинская
Действие разворачивается в музее-заповеднике Пушкина “Михайловское”, куда Борис Алиханов (Павел Баршак) приезжает устраиваться на работу экскурсоводом, узнав о решении жены эмигрировать вместе с дочкой Машей (Марфа Литвиненко).
“Заповедник” для Алиханова – попытка разобраться в самом себе, во взаимоотношениях с женой и найти выход из творческого кризиса. Однако, сразу же по приезду, Борис сталкивается с первой проблемой, живо описанной Довлатовым, – “Где в “Заповеднике” найти мужчину?”. Женская половина музейного штата повально увлечена Пушкиным, а вновь прибывшим задается вопрос: “За что вы любите Александра Сергеевича?”.
Ответ на него является критерием отношения к поэту. Алиханов, оказавшись в водовороте женских страстей, почти утопает в нем, не понимая, как объяснить женщинам, что прибыл в глушь, чтобы разобраться в собственной жизни. Вокруг него – одни цитаты из худших школьных сочинений, в которых место живой речи занято стандартными фразами о “великом поэте” и “великом гражданине”. На таком языке говорят и музейные работники, и экскурсоводы, и даже туристы, рассуждая о Пушкине. Подлинного вокруг, оказывается, совсем нет. Дух “пушкинских мест” воспроизводят разве что бакенбарды официанта в ресторане.

фото: Марина Черпинская
Еще один недуг “Заповедника” – беспробудное пьянство. Здесь пьют все: от экскурсоводов Потоцкого (Александр Анисимов), Митрофанова (Алексей Рахманов) до фотографа Маркова (Алексей Воропанов) и аборигенов деревни Сосново – Михал Иваныча (Владимир Майзингер) с собутыльником Толиком (Александр Кубанин). Благодаря этому непрерывному похмельному чаду в спектакле вычерчивается неизбежность деградации.
Параллельно с этими проблемами в “Заповеднике” развивается сюжетная линия запутанных взаимоотношений Алиханова и его жены Тани (Анна Кармакова). Если в повести Довлатова Тане свойственна простота и непроницаемость, то в спектакле акцент делается на противопоставление жены героя инфантильному миру мужчин. Конфликт завязывается в ресторане во время приезда Тани в “Заповедник” и завершается психологически сложной сценой в аэропорту во время прощания Алиханова с семьей.

фото: Марина Черпинская
Финальная часть спектакля отдана майору КГБ Беляеву (Константин Похмелов), рассказывающему о необходимости сохранить важные жизненные ценности, которые мы начали терять, но все еще можем ситуацию изменить. То же самое он пытается донести до Бориса Алиханова. Сознание главного героя, уже и без того перевернутое твердым решением его жены эмигрировать, запустило внутренний процесс, приведший к очередному запою. Вполне вероятно именно под его влиянием Алиханов позже последовал за женой. Об этом в посвящении повести у Довлатова говорят всего пять слов “Моей жене, которая была права”.
В спектакле заняты:
Павел Баршак/Владимир ЖеребцовФедор Левин/Кирилл Чернышенко
Анна Кармакова
Вероника Сафонова/Дарья Балабанова
Ирина Пулина
Наталья Рева-Рядинская/Эльмира Мирэль
Екатерина Рогачкова
Владимир Майзингер
Артем Ешкин/Александр Кубанин
Константин Похмелов
Александр Анисимов
Алексей Рахманов
Иван Литвиненко

фото: Марина Черпинская
Сергей Миллер/Алексей Воропанов
Валерия Елкина
Екатерина Сибирякова
Юрий Румянцев/Олег Пышненко
Назар Сафонов
Марфа Литвиненко
Антон Гращенков
Никита Пирожков
Марк Кондратьев
Олег Гребенщиков
Данила Казаков.
Художественный руководитель постановки: Евгений Писарев
Художник: Ольга Кузнецова
Видеохудожник: Илья Старилов
Художник по свету: Иван Виноградов
Хореограф: Дмитрий Бурукин
Даты показа спектакля: 6, 18, 30 декабря, 10 января
Купить билеты можно на сайте театра
____
Татьяна Абовян, Марина Черпинская (c)
Перепечатка материала возможна только с активной ссылкой на BrightStories.