Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Московский Губернский театр представил премьеру спектакля “Чужие берега”

В минувшие выходные в Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега». Художественный руководитель постановки – Сергей Безруков, режиссер – Ольга Матвеева, художник-постановщик – Андрей Климов.

Постановка  продолжает поэтический цикл Московского Губернского театра,  обращаясь к истории ХХ века и богатейшему наследию русской эмиграции первой волны – поэтам, музыкантам, прозаикам.

Это рассказ о переломном времени, о великом противостоянии, когда каждому пришлось выбирать сторону. Восток – Запад. Белые – красные. Военные – гражданские. Новое – старое. Русский Харбин – Русский Париж.

Представляя спектакль, художественный руководитель постановки Сергей Безруков отметил: «Идея поставить в Губернском театре спектакль на основе произведений русской эмиграции начала 20 века родилась года два назад, когда мы выпустили первую постановку нашего поэтического цикла – «Серебряное зеркало». Это богатейший пласт русской культуры, некоторые имена широко известны, как например Марина Цветаева или Алексей Толстой, а некоторые – незаслуженно забыты. Из их произведений, стихов, прозы, романсов родился спектакль о той эпохе, о страшном послереволюционном времени, которое пережила Россия 100 лет назад, о котором мы можем судить только по документам и воспоминаниям. Гражданская война, крах белого движения, исход из Крыма – это все нам знакомо по учебникам истории. Но живые эмоции, которые чувствовали люди того времени – их не передают никакие документы, но они – в стихах, романах, песнях. Это художественное произведение, где представлены собирательные образы людей тех лет – офицеров, поэтов, музыкантов. Это наша попытка представить, как это было, что они чувствовали, когда весь их мир рушился. Их ощущение любви к родине, тоски по ней. Россия, которую они сохранили в своей душе, в своем сердце, без которой они жить не могут. Нам очень хотелось передать в этом спектакле именно это ощущение».

Герои спектакля – офицеры, поэты, музыканты, писатели, оказавшиеся на ветреном  перекрестке эпох, культур, убеждений. Прекрасные женщины исчезающего Серебряного века и талантливые мужчины, тоскующие о своей России.  Их жизнь – вечный вокзал, порт, дорога, бег. Но есть в ней и любовь, и молодость, и танцы в клубах Харбина, и шансон в парижском кафе. 
Важную роль в партитуре спектакля занимает музыка: романсы из репертуара Петра Лещенко и Александра Вертинского, прошедшего эмиграцию, цыганские и белогвардейские песни, военные марши той эпохи погружают в исторический контекст.

Сцены в Харбине отличаются виртуозно выстроенным пластическим рисунком, который создали хореограф Анна Гилунова и постановщик пластических номеров Батраз Засеев. Стихи Алексея Ачаира и Арсения Несмелова, китайские мелодии в живом исполнении, китайские национальные костюмы (художник Андрей Климов), хореография и пластика сливаются в одно целое, и исполнение каждого стихотворения становится произведением искусства.

Ольга Матвеева, режиссер:
«Спектакль погружает в эпоху: мы воссоздаем костюмы, музыку, пластические танцевальные номера. Работа над спектаклем началась почти год назад, я долго подступала к сценарию, собирала материалы, готовилась. Для меня было важно раскрыть незаслуженно забытые имена. В эту эпоху много русских людей эмигрировало, они все тосковали по родине, любили Россию. Долгое время не могли приспособиться за границей. Их лодка причалила к чужим берегам».
Исторический контекст дал ключ и к визуальному решению постановки. Художник Андрей Климов создает условное пространство вечного вокзала, бесконечной дороги. Один из признанных специалистов по историческому костюму, он уделил огромное внимание каждой детали костюма, тканям, воссоздавая ту эпоху.

Режиссер спектакля Ольга Матвеева не стремится показать биографии конкретных исторических личностей, хотя судьба каждого из поэтов русской эмиграции – настоящий остросюжетный роман, трагический, авантюрный, любовный. 

Никто из покинувших Россию тогда не предполагал, что эмиграция станет  судьбой. Спектакль «Чужие берега» дает шанс услышать голоса этих выдающихся художников, рассеявшихся по чужим берегам, увидеть  глубину и мощь  поэзии русского зарубежья 20-40х гг. 

В спектакле звучат тексты  двух десятков авторов: Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Георгий Адамович, Иван Бунин, Игорь Северянин, Алексей Толстой,  Владислав Ходасевич, Александр Вертинский, Дмитрий Мережковский, Николай Туроверов, Арсений Несмелов, Тамара Андреева, Алексей Ачаир, Дон-Аминадо,  Георгий Иванов, Борис Поплавский, Ирина Одоевцева, Лидия Червинская,  Алексей Масаинов, Николай Оцуп.

В ролях:
Антон Соколов, Кирилл Новышев, Дарья Рябцева, Евгений Сыркин, Сергей Кисса, Иван Иванов, Артем Губин, Сергей Медведев, Алексей Веретин, Евгений Гомоной, Сергей Ренсевич, Наталья Смирнова, Валентина Поломошнова, Марина Бояринова, Елена Исаенкова, Елена Цагина, Ирина Токмакова, Юлия Пилипович, Елена Киркова, Наталья Шклярук, Александр Фролов, Александр Фролов, Алина Ивах, Андрей Мисилин.

При участии Губернаторского оркестра Московской области (главный дирижер Сергей Пащенко).

фото: Герман Жигунов