Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

На сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Жака Оффенбаха “Сказки Гофмана”

30 и 31 июля на Новой сцене Мариинского театра состоятся премьерные показы оперы Жака Оффенбаха “Сказки Гофмана”. Режиссер – Дэниэл Кругликов.

Жак Оффенбах создал немало «легкой» музыки и прославился как непревзойденный мастер оперетты, но прощальным и главным его сочинением стала большая фантастическая опера «Сказки Гофмана». Она осталась неоконченной, однако именно это свойство парадоксальным образом способствовало ее популярности, поскольку «открытый текст» – всегда некий ребус, поле для экспериментов и пространство для фантазии. «Сказки» не просто опираются на сюжеты Гофмана – они пронизаны гофмановским духом. Здесь стерты границы между реальностью и фантасмагорией, сном и явью, здравым смыслом и причудами одурманенного воображения; здесь под маской иронии могут спрятаться пронзительные чувства, под личиной любви – насмешливый цинизм.

Самому сделаться театральным персонажем – такая метаморфоза наверняка привела бы в восторг великого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Доживи писатель до семидесяти пяти лет, он мог бы присутствовать на парижской премьере пьесы Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана» (1851) и услышать себя, говорящего на сцене по-французски. В опере, созданной через тридцать лет после пьесы, Гофман еще и запел: в первоначальном варианте – баритоном, позже – тенором, голосом всех пылких оперных любовников. И как запел! Партия Гофмана – одна из самых красивых и трудных в мировой оперной литературе. Титульный герой – стержень оперы, он участвует во всех действиях, он – рассказчик, во хмельном чаду раскрывающий свою душу перед собутыльниками. В этой душе царит примадонна Стелла, принимающая разные облики: дорогой куклы Олимпии, несостоявшейся артистки Антонии, хищницы-куртизанки Джульетты. Оффенбах, гениальный мелодист, сумел сделать каждую по-своему неотразимой. Если в отношении оперы допустимо понятие «шлягер», то именно так можно назвать самые знаменитые номера из «Сказок Гофмана»: феерически виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и ее матери и, наконец, главный «хит» оперы – сладостную венецианскую баркаролу, которую поют Джульетта и еще один загадочный персонаж, Никлаус, он же муза. Гофман каждый раз любит и каждый раз терпит крах. Финал «Сказок Гофмана» всегда превращается в интригу, поскольку его единого решения не существует – и театры предлагают самые разнообразные варианты концовки. Но ключевую идею Жака Оффенбаха сформулировать все же можно: одиночество художника не абсолютно; раздавленный и разочарованный, он остается с главным сокровищем – со своей верной музой, со своим талантом, дающим ему силы жить и творить. Христина Батюшина

Партии готовят:
Гофман – Михаил Векуа, Денис Закиров, Сергей Скороходов
Олимпия – Кристина Алиева, Антонина Весенина, Ольга Пудова, Айгуль Хисматуллина, Лариса Юдина
Антония – Гелена Гаскарова, Екатерина Гончарова, Жанна Домбровская, Анастасия Калагина, Анжелика Минасова, Наталья Павлова, Елена Стихина, Ирина Чурилова, Оксана Шилова
Джульетта – Мария Баянкина, Евгения Муравьева, Татьяна Павловская, Екатерина Санникова, Татьяна Сержан, Виктория Ястребова
Никлаус – Эвелина Агабалаева, Юлия Маточкина, Екатерина Сергеева, Ирина Шишкова
Линдорф, Коппелиус, Доктор Миракль, Дапертутто – Илья Банник, Михаил Колелишвили, Глеб Перязев, Яков Стрижак (Театр «Зазеркалье»), Станислав Трофимов, Владимир Феляуэр
Креспель – Юрий Воробьёв, Олег Сычёв, Владимир Феляуэр

Мировая премьера: 10 февраля 1881 года, Опера-комик, Париж
Премьера в Мариинском театре: 5 февраля 1899 года

Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Возрастная категория 12+