В Музее-панораме “Бородинская битва” с 1 мая по 22 августа 2021г. пройдет выставка “NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков”. Выставка из собрания Музея-панорамы “Бородинская битва” и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.
Наполеон Бонапарт скончался в ссылке 5 мая 1821 года. Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели все основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.

Фрагмент полога от смертного ложа Наполеона (в шкатулке)
XIX век. Ткань; металл, эмаль, жемчуг, опал.
Собрание А.Вихрова
“Культ Наполеона никогда никто специально не насаждал. В его фигуре есть какая-то мистическая сила, – говорит коллекционер Александр Вихров. – Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением. И в нашей стране тоже. Вспомним, как российский царь Николай I подарил Франции порфировую глыбу для гробницы Наполеона… В экспозиции выставки эта знаковая история находит отражение в весьма необычном виде. Мы покажем совершенно “фанатские” раритеты, такие, к примеру, как любовно украшенный кусочек полога, под которым скончался император. Есть уникальные вещицы с секретом, где бонапартисты скрывали изображения Наполеона, чтобы не стать жертвами роялистского террора. А рядом – гравюры известных мастеров и рисунок Мстислава Добужинского, который навеян стихотворением Михаила Лермонтова, посвященном Наполеону”.
Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне писали Байрон, Пушкин, Лермонтов. Таким его изображали художники. Для политической оппозиции, требовавшей “свободы и конституции” пригодился Наполеон – “сын французской революции” и “народный император”. Те, кто сражался под “орлами” Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда.
С его смертью эта легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей.
“Музей-панорама «Бородинская битва” представит живописные и графические работы, карикатуры первой четверти ХIXвека, табакерку и портсигар с узнаваемым профилем. Церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года запечатлена в памятных медалях и жетонах. Также мы покажем посмертную маску Наполеона. Изделия народных мастеров, статуэтки и открытки – все это сделает зримой легенду о Наполеоне, которая продолжает распространяться и в наши дни”, – рассказывает директор музея-панорамы Владимир Преснов.
Возрастная категория: 12+
Ежедневно, кр. пятницы с 10:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 21:00.
Билеты (100-300 руб.) на посещение музея приобретаются онлайн.
Изображения предоставлены пресс-службой Музея-панорамы “Бородинская битва”