Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Шесть историй и восемь персонажей в новом спектакле-притче Театра Вахтангова

В Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера второй студийной работы стажёров театра. На сцене «Студии» режиссёр Анна Горушкина поставила спектакль «Платонов. Рассказы».

Анна Горушкина: «Я мечтала о прозе Андрея Платонова и боялась его. Это особенный, евангельский автор. Его удивительный язык, его образы не даются, ускользают сквозь пальцы. Его герои – чудаки и праведники. Они трогательные, милосердные, любят, прощают. Мелодика речи платоновских героев завораживает. Меня радует, что молодые актёры услышали и поддержали меня, заинтересовались автором. Для меня эта работа – интереснейший опыт и освоения прозы Платонова, и работы с молодыми талантливыми неравнодушными актёрами».

Денис Бондаренко
Екатерина Жаркова, Евгения Ивашова

Постановка родилась в режиссёрской лаборатории Театра. В конце сезона Римас Туминас одобрил стажёрский показ, и в начале октября состоялась премьера. Спектакль включает шесть рассказов Андрея Платонова: «Неизвестный цветок», «Невозможное», «Песчаная учительница», «Река Потудань», «Семён» и «Юшка».

Режиссёр Анна Николаевна Горушкина окончила режиссёрский факультет ГИТИСа (руководитель курса – Леонид Хейфец). Она работает в Московском Губернском театре, где поставила спектакли «Бесконечный апрель» Я. Пулинович, «Вид с моста» А. Миллера, «Восемь» В. Зуева. «Платонов. Рассказы» – её первая встреча с вахтанговцами.
В спектакле «Восемь» Московского Губернского театра Анна Горушкина посадила артистов и зрителей за школьные парты, в «Платонове» же режиссёр вместе с художником-постановщиком Еленой Кирковой (Губернский театр) решили поместить героев спектакля в пространство электрички. Свои истории рассказывают пассажиры. Тут сразу вспоминается песня группы «Машина времени» о разговоре в поезде, где кто-то считает себя машинистом, а кто-то пассажиром, кто-то думает, что ты едешь той дорогой, которой сам захочешь, а кто-то, что тебе предоставлен только один путь, с которого нельзя свернуть. Так и пассажиры этой электрички ищут свой путь в мчащемся поезде жизни.

Сергей Батаев, Ирина Смирнова

Платоновские истории переплетаются, перетекают одна в другую. Начинается рассказ с Юшки, которого играет Денис Бондаренко. Привлекательный молодой артист в спектакле превращается в юродивого, больного, побирающегося мужчину, которого никто не понимает, не принимает и стремится обидеть. А чумазый Юшка, картавя, не выговаривая буквы, продолжает твердить своё, что «я по закону родился, я тоже свету нужен». И только в конце спектакля зритель узнает его смысл жизни. Так и каждый человек в этой истории для чего-то рожден. Девушка, похожая на пацаненка, становится серьёзной учительницей Марией Никифировной Нарышкиной (Евгения Ивашова) вдруг меняющей свою судьбу и отказывающейся от женского счастья, ради помощи народу. Крепкий мужчина Никита (Сергей Батаев), прошедший войну, способный на любую работу, но не способный на физическую близость с женой Любой (Ирина Смирнова), бежит из-за этого из дома, даже не думая о том, что именно его присутствие рядом и делает жену счастливой. Четырехлетний мальчик Семён (Николай Романовский), только начиная жить, становится взрослым, сталкивается с нищетой, потерей матери и далеко не детским вопросом о том, как прокормить младших братьев и сестер. Мужчина с патефоном (Алексей Петров) рассуждает о своем странном друге, для которого любовь к прекрасному образу, им же придуманному, –главное в жизни. Связующим звеном всех этих историй является безымянный герой (Ян Гахарманов) – вроде только прохожий в жизни каждого, но просто прохожих не бывает – он становится проводником между мирами. Именно ему в разговоре с девушкой (Екатерина Жаркова) принадлежит самый эмоциональный момент спектакля.

Каждая история о чем-то своем, но очень важном, о том, что может волновать людей и в наше время. Об отношениях, о чувствах, о бедности, о боли, о смысле жизни. Актёры рассказывают истории, выделяясь из общего состава по одному-два человека, одновременно беря на себя и функцию «от автора». От чего спектакль становится не только игровым, но и литературным. Он поставлен как театрализованная читка, где каждый артист проживает свою роль.

Николай Романовский
Алексей Петров

Почему-то, смотря спектакль «Платонов. Рассказы», вспомнилась «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Фоменко. Может дело в козе с колокольчиком в этой постановке, которая тут же напомнила корову с колокольчиком из спектакля Фоменко? Животное служит «изюминкой» истории про учительницу, придавая ироничные паузы рассказу героини. События происходят в межвоенный период, когда проблемы нищеты, болезней, выживания слишком остро стояли перед людьми. Но и сейчас многим близки эти проблемы в измененном виде: те же нищие на улицах, те же люди, жертвующие личным счастьем ради карьеры, те же неурядицы в семьях… Но даже в те годы, несмотря на жуткие условия жизни, герои в определенные моменты испытывают счастье, и показывают, что каждый для чего-то рожден в этой одной абсолютно счастливой «электричке» жизни.

Этот спектакль о любви возможной и невозможной, о любви плотской, духовной, о любви к человеку, к родным, к народу, к профессии, и даже о любви к природе. А ещё о том, что один человек способен сделать что-то важное, доброе, светлое, если будет стремиться к этому так же, как одинокий цветок, который пробивается сквозь расщелину и радует окружающих.

Ян Гахарманов, Екатерина Жаркова

«Любовь – невозможность. Но она – правда и необходима мне и вам. Пусть будет любовь – невозможность, чем эта ненужная маленькая возможность – жизнь», – заканчивает свой рассказ один из героев Андрея Платонова. И с ним нельзя не согласиться.

Наталия Козлова

Фото: Валерий Мясников. Предоставлены пресс-службой Театра Вахтангова.

BrightStories by BrightStoriesTeam