Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“Швейцария” в Театре Пушкина: оказаться в собственном романе

“Швейцария” – одна из премьер 72-го сезона в Театре Пушкина. Примечательно, что спектакль выпущен в год 100-летия писательницы Патриции Хайсмит, автора пенталогии о Томе Рипли, самом известном литературном персонаже 20 века. Режиссер постановки – Татьяна Тарасова. В ролях – Вера Воронкова и Федор Левин. Внимание зрителя нуарный спектакль держит на протяжении двух часов, без антракта.

Из-под пера Хайсмит вышли пять романов: “Талантливый мистер Рипли”, “Под землей”, “Игра Рипли”, “Мальчик, который последовал за Рипли” и “Рипли под водой”. В стилистике психологического триллера, к которым относятся все пять произведений, решена и “Швейцария”.

На сцене – два героя: реально существовавшая писательница Патриция Хайсмит – отчаянная алкоголичка, о чем постоянно напоминают многочисленные бутылки из-под виски, из которых героиня беспрестанно подливает себе в стакан, и – вымышленный, а точнее – воображаемый гость из сна, тот самый Рипли, обаятельный и изобретательный убийца, который в самом начале спектакля предстает перед зрителем в образе Эдварда – амбициозного агента издательства в Нью-Йорке, направленного руководством к стареющей писательнице с целью подписать контракт на создание еще одного шедевра.

Вспоминаем, что весь род человеческий вызывал у Хайсмит сложные чувства, а возможность быть плохой, подозревать всех и во всём воспринималась писательницей как нечто нормальное, и получаем достойное объяснение поведению Патриции, слишком уж явно демонстрирующей нелюбовь к людям и испытывающей нежность к… улиткам. Особое удовольствие писательница получала от наблюдений за тем, как окружающие странно и смешно реагируют на ее выходки. Именно поэтому она соглашается подписать контракт с издательством в обмен на придуманный агентом к утру способ убийства, который должен стать восхитительно красивым и элегантным завершением самого громкого романа.

В понимании Патриции единственно возможная любовь – ее литературный герой. Оказавшись в собственном романе, сложившемся в ее голове, писательница становится той самой старухой из детектива, которую должен заколоть ножом убийца, пробравшийся в дом под видом агента из издательства. Бездыханную жертву Рипли сажает в кресло и закуривает сигару, ровно так как в сочиненной им самим несколько секунд назад сцене.

Завести свою логику в тупик можно на ближайших показах спектакля в филиале Театра им. Пушкина: 2, 4 октября, 23 и 24 октября.

Билеты: на сайте театра

фото: театр им. Пушкина


Татьяна Абовян /BST