С 4 по 18 июля в Санкт-Петербурге в ДК им. Ленсовета будут проходить съемки экранной версии выпущенного в 2021 году спектакля «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Хореограф выступит в роли режиссера-постановщика фильма.
Оператором-постановщиком проекта станет Сергей Трофимов – один из самых знаменитых и востребованных деятелей современной отечественной киноиндустрии. Его обширная фильмография включает такие успешные фильмы и сериалы, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Гоголь», «Вертинский», «Нулевой пациент».
«Объединяя современные кинотехнологии, выразительные возможности театрального искусства и движение человеческого тела, мы участвуем в создании особого художественного явления – пластического кино. Наши лучшие и самые известные постановки, получив надлежащее киновоплощение, обретают новое эмоциональное и эстетическое измерение», – подчеркивает Борис Эйфман.

Главные роли в фильме исполнят звезды труппы – лауреаты театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ: заслуженный артист России Олег Габышев (Мольер, Старый Мольер), заслуженная артистка России Мария Абашова (Мадлена), Любовь Андреева (Арманда), Сергей Волобуев (Дон Жуан), Дмитрий Крылов (Командор), Дэниел Рубин (Людовик XIV).
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – восьмой спектакль Бориса Эйфмана, который Театр переносит на экран за последние годы. В период 2010–2020 гг. также сняты киноверсии постановок «Анна Каренина» (2010), «Евгений Онегин» (2010), «Роден, ее вечный идол» (2012), «По ту сторону греха» (2013), «Up & Down» (2016), «Чайковский. PRO et CONTRA» (2017), «Эффект Пигмалиона» (2020). Фильмы-балеты Театра неоднократно демонстрировались в отечественном федеральном телеэфире и на французском телеканале Mezzo. В 2019–2020 гг. «Братья Карамазовы» (киноверсия спектакля «По ту сторону греха») в рамках проектов TheatreHD и Stage Russia HD шли в кинотеатрах России, США, Великобритании, Германии, Израиля, Белоруссии и других стран, а также показывались онлайн на международных фестивалях в Мексике, Бразилии и Китае.
Информация о спектакле:
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза и
Ж.-Б. Люлли – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер» (превзошедший, по мнению критика The New York Times Анны Киссельгоф, все предыдущие работы хореографа), новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актера прорисовывается Эйфманом с еще большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Сам хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником.
Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура эффектно подчеркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца.

«Смыслом существования Жана-Батиста Мольера стал театр, без остатка выжимавший силы, требовавший каждодневных сражений за зрительский успех. Сопротивляясь проискам завистников и нападкам ревнителей благочестия, испытывая муки унизительной доли рогоносца, борясь с недугами, французский комедиограф не переставал играть в спектаклях и сочинять. Итог его насыщенной жизни – гениальный репертуар, с острым юмором исследующий несовершенство человеческой природы», – отмечает Борис Эйфман.
Мировая премьера спектакля состоялась 6 апреля 2021 года в Санкт-Петербурге. Московские зрители впервые увидели постановку в июле того же года на Исторической сцене Большого театра России в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
фото: Евгения Матвиенко, Евгений Матвеев, Юлия Кудряшова