22 июля исполняется 75 лет основателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, народному артисту России Борису Эйфману. В честь юбилея всемирно знаменитого хореографа коллектив проведет масштабную серию спектаклей в родном городе (в Александринском театре) и Москве (на Исторической сцене Большого театра России).
В Санкт-Петербурге труппа представит балеты «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», премьеру 2021 года (15 и 16 июля), «Анна Каренина» (17 и 18 июля) «Эффект Пигмалиона» (19 и 20 июля) и «Роден, ее вечный идол» (21 июля). 22 июля, в день рождения хореографа, пройдет праздничный гала-концерт. В ходе вечера будут исполнены фрагменты из избранных спектаклей Эйфмана, раскрывающие многолетний путь его личностного и творческого развития. Специально для концерта труппа отрепетирует сцены из своих легендарных постановок прошлых лет. Кроме того, гости смогут увидеть выступление воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана и эпизоды из готовящегося к выпуску в следующем году спектакля «Чайка. Балетная история» – новой пластической интерпретации великой пьесы А. П. Чехова.
В Большой театр труппа привезет постановки «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (столичная премьера балета состоится 27, 28 и 29 июля) и «Анна Каренина» (30 и 31 июля). Отметим, что балет о французском комедиографе стал четвертым – после «Up & Down», «Русского Гамлета» и «Эффекта Пигмалиона» – спектаклем, выпущенным при поддержке генерального партнера петербургского коллектива Банка ВТБ. Завершится московский сезон 1 августа гала-концертом. Гастроли в Большом театре пройдут в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», в партнерстве с которым труппа покажет в столице уже восьмую премьеру.
Генеральный спонсор мероприятий в честь юбилея Бориса Эйфмана – Банк ВТБ.
Информация о спектаклях:
«Анна Каренина»

Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Чайковского, балет «Анна Каренина» является одним из наиболее востребованных названий в репертуаре Театра. На протяжении уже 16 лет спектакль с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, США, Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании, Франции, Китая и многих других стран. В своей работе Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями.
«В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф.
«Эффект Пигмалиона»
«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.

Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул обоснование названия нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.
«Балет «Эффект Пигмалиона» – хореографическая трактовка мифа о художнике и его творении, новый взгляд на тему сложной переплетенности и вечной нетождественности искусства и жизни», – отмечает Борис Эйфман.
Мировая премьера спектакля состоялась в 2019 году в Санкт-Петербурге. Постановку восторженно принимали зрители США (она исполнялась в Чикаго, Коста-Месе, Беркли и Нью-Йорке). Влиятельная газета Chicago Tribune охарактеризовала демонстрируемый в «Эффекте Пигмалиона» танец как «блистательный» и «шедевральный». Спектакль также увидела публика Берлина и Риги. В январе 2020 года прошли съемки экранной версии спектакля
«Роден, ее вечный идол»

«Роден, ее вечный идол» , фото: Майкл Кури
Премьера состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне и посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы, Пекина, Токио и многих других городов.
Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и, хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».
Постановка награждена премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».
заглавное фото: “Страсти по Мольеру”, автор: Евгения Матвиенко