Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Труппа Бориса Эйфмана покажет в Сибири литературно-хореографическую тетралогию «Иное пространство слова»

Во второй половине апреля Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отправится в тур по Сибири со всемирно известными спектаклями «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «По ту сторону греха» и «Чайка. Балетная история». Эти балеты, созданные по великим произведениям русской классической литературы, составляют уникальную тетралогию «Иное пространство слова». Гастроли пройдут при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Театр посетит в крупнейшие города Сибири: Красноярск (19, 20, 21 и 22 апреля), Новосибирск (25, 26, 27, 28, 29 и 30 апреля), Омск (2, 3 и 4 мая), Тюмень (6 мая). В афише гастролей в Красноярске и Омске – балеты «Анна Каренина» и «Евгений Онегин». Отметим, что омские зрители впервые смогут познакомиться с данными спектаклями. Публика Красноярска, в свою очередь, не видела сочиненную Борисом Эйфманом пластическую интерпретацию шедевра Л. Н. Толстого. В Тюмень труппа привезет балет по роману в стихах А. С. Пушкина. В Новосибирске будут показаны все четыре спектакля, входящие в тетралогию. Постановки «Евгений Онегин» и «Чайка. Балетная история» в столице Сибири никогда не исполнялись.
Местом проведения спектаклей петербургского коллектива станут ведущие сценические площадки региона: Красноярский государственный театр оперы и балета, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Омский государственный музыкальный театр, Тюменская филармония.

Обращение к большой литературе является знаковой особенностью творческого метода Бориса Эйфмана. Сам хореограф подчеркивает: ему интересен не механический пересказ сюжета книг, а опыт открытия в хрестоматийных текстах того, «что скрыто между строк и может быть осмыслено и выражено лишь с помощью языка танца».

«Представленные в программе балеты по произведениям русской классики – это прорыв в иное пространство, в ту запредельную область, где воплощаются не слова, а идеи, не тексты, а бесконечности внутренних миров», – пишет о вошедших в тетралогию спектаклях авторитетный литературовед Татьяна Боборыкина.

Информация о спектаклях:

«Анна Каренина»

Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Чайковского, балет «Анна Каренина» является одним из наиболее востребованных названий в репертуаре Театра. На протяжении уже 18 лет спектакль с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, США, Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании, Франции, Китая и многих других стран. В своей работе Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский –Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями.«В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф.

«Евгений Онегин»

Премьера балета «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого, прошла в 2009 году. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность. Герои пушкинского «Евгения Онегина» превращены в знаковых персонажей нашего времени, живущих на сломе веков. В 2010 году постановка получила премию «Золотой Софит» как лучший балетный спектакль. Ведущий солист Театра Олег Габышев, исполнитель партии Онегина, был награжден «Софитом» за лучшую мужскую роль в балете. Спектаклю рукоплескали зрители США, Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Польши, Израиля и других стран.

«По ту сторону греха»

Балет «По ту сторону греха» на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, (премьера датирована 2013 годом) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также сочиненный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.

«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», – отмечает Борис Эйфман.

«Чайка. Балетная история»

Эта хореографическая интерпретация великой пьесы А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и А. Ситковецкого могла бы называться «Тайны закулисья». Словосочетание, способное, на первый взгляд, послужить емкой аннотацией постановки, в действительности отражает лишь поверхностный смысловой пласт премьеры.

«Чайка. Балетная история» погружает зрителей в неповторимый, наэлектризованный страстями мир по другую сторону кулис – манящий и поражающий контрастами. В нем любовные интриги переплетены с муками творчества, личные драмы – с загадками рождения работ художников. «Открывая неизвестное» в каноническом чеховском тексте, Борис Эйфман исследует, как из бесконечно многообразного жизненного потока, объединяющего возвышенное и низменное, вечное и сиюминутное, появляются произведения искусства. Спектакль увидел свет в год 45-летия труппы Эйфмана и стал для него одновременно убедительным итогом длительной художественной эволюции, эффектно синтезирующим накопленный созидательный опыт, и свидетельством начала нового этапа в творческой судьбе хореографа.

«Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию «Лебединого озера», а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной. Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обреченности человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра», – говорит Борис Эйфман. Мировая премьера спектакля прошла 22 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге.

фото: Катерина Кравцова