Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В галерее “Триумф” открылись выставки “Послушные тела” и “Асимметрия”

В галерее “Триумф” открылись выставки “Послушные тела” и “Асимметрия”, на которых представлены уникальные кинетические объекты. Экспозиция объединяет двух художников, Кирилла Александрова и Владимира Мартиросова, прочно вошедших в историю российского кинетического искусства. При создании объектов они исследовали феномен движения. Александров виртуозно делает движущимися или будто застывшими объекты из гипса, бетона, бронзы, дерева, а Мартиросов представляется гениальным художником-постановщиком, что оживляет металлические и деревянные произведения.

Объекты Кирилла Александрова неочевидным на первый взгляд образом являются носителями данных о всех трансформациях, которые с ними происходили по воле художника. Их физическая форма словно запоминает весь процесс собственного существования от изготовления и до показа публике. Это, впрочем, можно сказать о почти любом произведении искусства, но представленные работы хороши тем, что проблематизируют собственное движение в пространстве. Для этого им достаточно лишь существовать.

Хаотичный характер подвижности, который транслируют скульптуры Кирилла Александрова, обеспечивается за счет присущей работам асимметричности. Это свойство композиции, заключенное в большинстве представленных работ, отразилось в названии выставки.

“Послушные тела” и “Асимметрия”

Отдельного внимания заслуживает обширный набор материалов, с которыми умеет работать Кирилл, как более легких в применении, так и менее податливых. Это картон, из которого изготовлены макеты; гипс, дерево, бетон, бронза и другие металлы. Интересно, что, помимо традиционных приемов, технологии, применяемые к одним материалам, Кирилл виртуозно переносит на работу с другими. Например, технику перфорация камня, исполнение которой можно увидеть в деревянных объектах, пронизанных отверстиями.

Работа с разными материалами нашла свое отражение в ретроспективном характере этой выставки, который позволяет увидеть в произведениях Кирилла Александрова из разных периодов его творчества подчас сложные и противоречивые отношения со степенью абстракции и формализма в его работах. А трепетное внимание художника к размерности объектов, а также к их физическим свойствам становится одной из особенностей авторского подхода к созданию работ.

Выставка Владимира Мартиросова — это пример тотального художественного проекта, собранного из вселенной перекликающихся друг с другом произведений. О них сложно говорить по отдельности, не связывая их в единое гармоничное тело, которое развивается по законам художника. В это пространство инсталляций приглашен и зритель на правах такого же действующего субъекта, что и произведения.

Работы Владимира Мартиросова интересно рассматривать не только на расстоянии, но и вблизи. Тогда зрителю открывается иной уровень восприятия подвижных инсталляций. Десятки шестеренок, крючков, винтиков и других мелких деталей создают конструкцию, которую приводит в движение небольшой мотор. Такая сложность многосоставных механизмов делает их похожими на замысловатые произведения так называемого клокпанка. Это, пользуясь классификацией американского писателя и литературного критика Джеффа Вандермеера, разновидность предметов эстетики стимпанк, которые, впрочем, двигаются без помощи силы расширяющегося пара.

Однако механистичность в работах художника представляет не только техническую сторону их замысла, но и ту грань, которая подражает природе и живым организмам. Среди них затейливые структуры насекомых, кораллов, листьев растений, птиц, а также природные явления. Сочетание этих изящных материалов с грубыми металлическими конструкциями создает причудливое противо- или, наоборот, сопоставление форм и показывает, как по-разному двигается и взаимодействует с другой каждая из них.

Где: галерея «Триумф», ул. Ильинка, 3/8, стр. 5
Когда: 28 мая – 20 июня 2021
Подробности: Галерея “Триумф”