В Музее П. И. Чайковского в Москве открывается выставка “Чайковский – XIX–XXI: Традиция vs Эксперимент” – совместный проект Российского национального музея музыки и Российского института театрального искусства – ГИТИС, объединяющий в одном выставочном пространстве работы сценографов разных поколений: признанных мастеров прошлого и художников-современников – выпускников и студентов ГИТИСа.
Новая выставка в Музее П. И. Чайковского в Москве дает возможность увидеть и сравнить стилистику языка художников в рамках традиции и творческого эксперимента. Традиционные образцы классической сценографии отражены в эскизах декораций крупнейшего мастера русского искусства первой четверти ХХ столетия: Александра Бенуа, основой творческих поисков которого был ретроспективизм (“Пиковая дама”), а также в работах Петра Степанова, Виктора Симова и Бориса Матрунина, воспроизводивших реалистические костюмы и декорации (“Евгений Онегин”).
Также в русле традиционного формата явились творческие решения выпускников ГИТИСа 1990-х–2010-х годов: Светланы Архиповой, Мары Уваровой, Марии Кривцовой, Янины Куштевской, Геннадия Скоморохова, Ютты Роттэ, Анны Ходорович, Анастасии Чернышовой. Их эскизы костюмов и декораций посвящены операм “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”, балетам “Щелкунчик” и “Спящая красавица”. Сегодня авторы с успехом претворяют новые формы «параллельной реальности» в театрах Москвы и Петербурга, Казани, Кинешмы, Смоленска, Омска и других городов России.
Искусство новейшего времени представлено экспериментальными инсталляциями, подготовленными студентами IV курса факультета сценографии ГИТИСа, мастерской Станислава Морозова. Художники новейшего времени иначе расставляют акценты в классических сюжетах, расширяют границы – как в методах, так и в способах интерпретации. Они готовы разбить все известные стереотипы и превратить исполнение классических произведений в перформанс.
Среди представленных работ: граффити и видеоарт Даниила Пиви к балету “Щелкунчик”, специально выращенные кристаллы и кораллы Анастасии Миловой к опере “Ундина”, коллажи Анастасии Плохих к опере “Чародейка”, гипсовые скульптуры Алены Грек к опере “Мазепа2 и Ирины Бринкус к увертюре-фантазии “Гамлет”. Собирательный многогранный “Образ композитора” создан Валидой Кажлаевой. Наиболее провокационная – работа Ирины Бринкус – имитация люстры из мяса и бисера, посвященная Столетней войне и жертве Жанны д’Арк (опера Петра Чайковского “Орлеанская дева”).
Куратор выставки – преподаватель ГИТИС, журналист, искусствовед Дмитрий Буткевич.
Проект будет представлен в Музее П. И. Чайковского в Москве до 13 июня.