Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В Третьяковской галерее открылась выставка работ Алексея Венецианова и его учеников

Выставка работ классика русского искусства Алексея Венецианова открылась в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Посетить экспозицию можно до 6 февраля 2022 года.

По словам заместителя генерального директора галереи, Татьяны Карповой, Венецианов принадлежит к тем художникам, которые открывают, формируют коды национальной культуры, русской культуры. Мы по праву можем назвать его художником русского сердца, русской души.

В общей сложности, на выставке представлено более 80 произведений живописи и графики из собраний Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ  имени А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галереи, Государственного исторического музея.

“Во времена крепостного права Алексей Венецианов открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный глубокого уважения и любви, таящий в себе источник художественного вдохновения и эстетических переживаний.

Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера, в экспозиции представлен ряд работ его учеников — Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды — от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости.

Творчество Венецианова и «венециановцев» хорошо известно и любимо, многие работы постоянно экспонируются в музейном пространстве. Однако ракурс восприятия, заданный категориями «пространство», «свет» и «тишина», выявляет и акцентирует важные смыслы и художественные качества представленных произведений.

Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично увязывалось с образом Богородицы, образуя магическую триаду.

Законы перспективы, как важного инструмента для правдивой передачи натуры, особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников явилось изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом …” (Третьяковская галерея)